Конструкт логопедического занятия "Дифференциация строчных рукописных букв б-д" (2 класс)



Цель: обучить различию букв «б» – «д», укрепить связи между звуком и буквой.

Задачи урока.

  • образовательная: формировать умение дифференцировать буквы б-д изолированно, в слогах, словах, предложениях, соотносить эти буквы с символами и звуками;
  • коррекционно-развивающая: развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного шрифта, развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом, развитие пространственных и кинетических представлений путем выполнения анализа и синтеза элементов букв рукописного шрифт;
  • воспитательная: воспитывать самостоятельность, ценностное отношение к учебному труду, к здоровью.
Оборудование:

Предметные картинки, элементы букв, мнемоническая карточка «белка - дятел», настольные зеркала, карточки с заданиями, кинетический песок, схемы для характеристики звуков.

Тип урока: сообщения нового знания.

Методы: словесный, наглядный, аналитико –синтетический.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:
  • осваивает личностный смысл учения, желает (стремится) учиться;
  • осознает свои трудности, и стремиться к их преодолению; 
  • понимает причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;
  • осваивает новые виды деятельности. 
Регулятивные:
  • принимает учебную задачу, соответствующую этапу урока; 
  • оценивает совместно с учителем результат своих действий, вносит соответствующие коррективы;
  • проявляет волевую саморегуляция, контроль в форме сличения результата с его эталоном.
Познавательные:
  • выполняет анализ, синтез, сравнение; 
  • использует знаково-символические действия;
  • выполняет дифференциацию звуков;
  • структурирует знания.
Коммуникативные:
  • осуществляет учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым;
  • выражает свои мысли достаточно полно и точно в соответствии с задачами взаимодействия.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Загадывает загадки о дятле и белке, просит выделить в слове-отгадке первый звук. Задает вопросы. Стимулирует детей помочь белке и дятлу расшифровать сообщения.
Отгадывают загадки, проводят звуковой анализ, отвечают на вопросы учителя. Личностные (смыслообразование)
Регулятивные
(целеполагание
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества
Познавательные (анализ)
2. Актуализация знаний Дает подробную характеристику звука с опорой на картинки и символы. Слушают объяснение, запоминают и повторяют с опорой на зеркала и схемы. Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки. Познавательные (анализ, синтез, сравнение)
Регулятивные (выполнение пробного учебного действия)
3. Выявление места и причины затруднений. Задаёт вопросы об обозначении звуков буквами. Дает задание:
  1. Проанализировать элементы букв б-д.
  2. Соотнести вид букв с профилем белки и дятла.
  3. Обвести пальчиком буквы, вырезанные из бархатной бумаги.
  4. Собрать буквы из элементов, слепить из пластилина.
  5. Прочитать слоговые таблицы.
Отвечают на вопросы. Проводят анализ элементов букв. Соотносят вид букв с профилем белки и дятла. Обводят буквы, собирают из элементов, лепят из пластилина. Читают слоговые таблицы. Регулятивные (волевая саморегуляция)
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Познавательные (анализ, синтез, сравнение)
4. Физкультминутка Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления. Выполняют упражнения для снятия утомления. Личностные (ценностное отношение к здоровью)
Регулятивные (волевая саморегуляция)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Активизирует учащихся к составлению алгоритма по дифференциации букв. Формулируют алгоритм по дифференциации букв. Регулятивные (целеполагание)
6. Реализация построенного проекта
Организовывает новый способ действия в знаках. Дописывают элементы букв с комментированием: если точка вверху, над овалом – буква «б» - белка, если точка внизу, под овалом – буква «д» - дятел, (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях).
Вставляют пропущенные буквы в словах, составляют из слов предложения.
Познавательные
(использование знаково-символических действий)
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Организовывает соотнесение работы с эталоном для взаимопроверки. Проводят взаи
мопроверку составленных предложений, записывают их в тетрадь.
Регулятивные (контроль в форме сличения результата с его эталоном)
8. Включение в систему знаний и повторения
Загадывает загадки. Организовывает повторение учебного содержания. Отгадывают загадки, классифицируют слова-отгадки по наличию звука. Записывают их в тетрадь, обводят изучаемые буквы. Познавательные
( классификация)
9. Рефлексия.
Создание условий при которых учащиеся проводят самооценку и подводят итоги: «Лесенка успеха» Самоанализ ( Мне трудно! У меня не всё получается! Мне легко, я всё умею!). Регулятивные (прогнозирование)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение структурировать знания)

2 комментария:

  1. Светлана Петровна, ответьте, пожалуйста, все ли конструкты занятий строятся по такой схеме? Карина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Карина! В конструкте занятий могут отличаться этапы урока, в зависимости от того, какой вид урока: урок открытия нового знания, урок рефлексии или урок развивающего контроля.

      Удалить