Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи как средство их социальной реабилитации

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой психического и личностного развития, устраняются речевые недостатки, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него формируются коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. 

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) характерно системное недоразвитие всех компонентов речи, недоразвитие интонационной стороны речи, скованность и неадекватность мимико-жестовой речи,создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми.

Эффективным средством повышения продуктивности коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи является использование в коррекционно-развивающей работе игровой деятельности. Игра для ребенка – это естественный способ выражения своих чувств, своей личности и своего "Я", эффективный инструмент познания и моделирования окружающего мира. В игре формируются все стороны личности ребенка, развиваются морально – волевые качества и способности, происходит качественное изменение психики. Игра укрепляет уверенность в себе, улучшает эмоциональное состояние, развивает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями и принимать самостоятельные решения, и отвечать за них.Игры помогают ребенку приобрести определенные навыки, которые в игре постепенно оттачиваются. Это навыки общения, умения вести конструктивный диалог с окружающими и овладение социально приемлемыми нормами поведения. 

В игровой деятельности ребёнок, под руководством педагогов, работающих в классе (логопед, учитель, воспитатель) условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения.Они учат ребёнка общению с другими людьми, моделированию различных жизненных ситуаций. 

Подобранные игры должны носить коммуникативный характер. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. 

Виды коммуникативных упражнений:
  1. Упражнения для совершенствования невербальных способов общения:
    1. Игровые упражнения по развитию мимики лица;
    2. Игровые упражнения по обучению жестам;
    3. Игровые упражнения по развитию пантомимики.
  2. Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником:
    1. Ролевые игры;
    2. Игры - драматизации;
    3. Игры - диалоги.
  3. Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.
  4. Групповые упражнения для взаимодействия детей в коллективе через организацию совместной деятельности.

В результате коррекционно-развивающей работы дети приобретают:
  • умения бесконфликтного и эффективного общения;
  • осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;
  • умения соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;
  • способность к эмпатии и рефлексии.

Умело, подобранные игры и ихиспользованиесоздаетвозможностьдля самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой). 

Развивает чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.

Коррегирует нежелательные личностные особенности поведения, настроения. Развивает у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. В игре повышается уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирования терпимости к мнению собеседника. Совершенствуется память, внимание, мышление, воображение,восприятие. Снимается психомышечное напряжение. Формируется адекватная самооценка.

Литература
  1. Л.И. Акатов Социальная реабилитация детей с ОВЗ. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
  2. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. "Ось - 89", 1998 г.
  3. О.Н. Капшук Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону. Феникс.2011г. 
  4. C.В. Коноваленко Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно- развивающем процессе. Коррекционная педагогика 1 (37), 2010, с.61-67

1 комментарий:

  1. Спасибо всем логопедам за их тяжелый труд. После занятий со Светланой Петровной, мой сын начал свободней общаться с ровесниками, стал общительней. И у меня на душе стало легче. Спасибо! Вера Ивановна

    ОтветитьУдалить