Комплекс упражнений для звуков [л],[л '], [р],[р']

  1. Высунь язык далеко вперед, напрягай мышцы языка и делай его узким, удержи иголочку, считая от одного до пяти.( упражнение « иголочка»)
  2. Чередуй движения языка, сначала из него сделай лопаточку, а потом иголочку.
  3. Положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы, быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки : бл-бл-бл.( упражнение « индюшата»)
  4. Широкий язык положи на нижнюю губу. Кончик и бока языка загни так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка. Занеси ковшик в рот, приподнимая кончик языка к бугорочкам, боковые края языка не прижимай к верхним коренным зубам. Если хочешь произнеси звук [л]- подключи голос.
  5. Подними язык к бугорочкам, води , поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.( упражнение « маляр»).

Упражнение «Иголочка».

Цель : выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

Упражнение «Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх. Щелканье должно быть четким , непохожим на чмоканье.

Я лошадка Серый бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь- прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост и грива.
Цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый бок.
Цок-цок-цок-цок.

Упражнение « Быстрая змейка»

Цель: вырабатывать умение
делать язык узким и разви-
вать его подвижность.

Язык в змейку превращается,
Упражненье начинается.
Вот вперед стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперед,
То скорей назад ползет.
Вновь движенья повторяются,
Игра в змейку продолжается…
Язык змейкой извивается,
Вправо , влево продвигается…
Змейка всюду побывала,
А теперь она устала.
Уползает змейка в норку,
Чтоб немножко отдохнуть.
Отдохнула – снова в путь.
Змейка снова извивается,
К бугорочкам поднимается,
Вправо, влево продвигается.
( движения по альвеолам)
Всё отлично получается!
Змейке нравится играть
И движенья выполнять.
Станет язычок стараться-
Звуки будут появляться.

Упражнение «Маляр»

Цель: отработать подъем языка вверх и его подвижность.

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед-назад-
Наш маляр работе рад!

Упражнение «Дятел»

Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Я по дереву стучу – д-д-д.
Червячка добыть хочу- д-д-д.
Хоть и скрылся под корой- д-д-д,
 Все равно он будет мой д-д-д.

Упражнение «Барабанщик»

Цель: полностью совпадает с упражнением « дятел», меняется игровая ситуация.

           Барабанщик очень занят,
            Д-д, д-д-д ,
        Барабанщик барабанит:
                Д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай:
Д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай:
Д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане:
Д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет:
Д-д-д, д-д-д,
Язык, кверху поднимайся:
Д-д-д, д-д-д,
Смотри – с ритма не сбивайся:
Д-д-д, д-д-д.

Упражнение «Ступеньки»

     Цель: выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

И опять пошел гулять
По ступенькам шагать:
РАЗ- широким языком
Обними верхнюю губу,
ДВА- широким языком
Обними верхние зубы,
ТРИ-язычок прыгнул
За зубы к бугорочкам
И весело попрыгал по ним
Четыре раза: д-д-д-д.

1 комментарий:

  1. Спасибо, Светлана Петровна, с такими картинками Антон стал охотнее заниматься. Инна

    ОтветитьУдалить