Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

Особенностью детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является несформированность всех составляющих речи, неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с ТНР самостоятельно не формируются как устно-речевые, так и операциональные и функциональные предпосылки готовности к обучению письменной речи. 

Все это затрудняет усвоение школьных предметов, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Формирование письменной речи является одним из основных направлений в коррекционной работе логопеда, так как  письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Главной целью здесь стоит своевременное выявление и преодоление расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся,  на последующие этапы обучения.

Возникает необходимость создания специальных условий для формирования  письменной речи   путем привлечения компенсаторных возможностей детского организма.

Одной из таких  возможностей детского организма является игра, так как она продолжает оставаться ведущей деятельностью младших школьников с ТНР. Она способствует возрастанию  у детей  интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности, формированию учебной мотивации; общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой   информации и новых способов действия, преодолению  нарушений письма и чтения. 

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. И они таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Не зря говорят, когда учиться легко, учиться хочется!

Компьютерных программ развивающего и обучающего значения много и перед тем как предложить ребенку игру, необходимо ознакомиться с ее целями и содержанием, учитывая  возможности детей. Это  «Игры для Тигры», «Страна знаний», «Букварик - Смешарик», «Веселая азбука», «Башня знаний», «Домашний логопед» и.т.д.  Большой арсенал он - лайн игр по коррекции устной речи представлен на сайтах: 

Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют материал разной степени сложности, что  позволяет значительно повысить  познавательную активность обучающихся. Занятия с использованием компьютера позволяют осуществлять гибкую организацию деятельности учащихся, исходя из возможностей учебного заведения.  

 Современные технологии позволяют использовать ИКТ и в диагностических целях. В  начале года дети рассказывают  сказку «Репка», с записью на видеокамеру. После диагностики проводятся  индивидуальные консультации для родителей. Видеозапись позволяет  наглядно продемонстрировать направления коррекционной работы с ребёнком. В конце учебного года записываются  рассказы детей о себе по предложенному плану, затем также проводятся  индивидуальные консультации для родителей. Это позволяет  сравнить результаты речевого развития ребенка в начале и в конце учебного года. 

Также в своей  работе с детьми  применяем   программу Microsoft Office Power Point.  Дети создают  презентации к своим сочинениям на тему: «Давайте познакомимся!» (тайна имени). Данный вид работы обогащает словарный запас, развивает фразовую речь. Оформление текстов сочинений проходит  под руководством учителя-логопеда. Работа над сочинением ведется  в течение всего учебного года в следующей последовательности:
  • Создание мотивационной базы;
  • Подбор материалов;
  • Оформление результатов работы в виде компьютерной презентации;
  • Защита проектов перед одноклассниками, учителями, родителями;
  • Анализ и самоанализ выступлений учащихся по результатам видеосъемки выступлений;
  • Участие лучших работ в школьном конкурсе проектов.

Применение информационных технологий в работе логопеда позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в формировании письменной речи у  учащихся с ТНР. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. 

Литература
  1. А.Н.Корнев.  Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997
  2. Е.Н. Российская.  Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.-    М.:Айрис-пресс,2004.

1 комментарий:

  1. Очень хорошая статья, Светлана Петровна! Спасибо, что серьезно подходите к своему нелегкому труду и превращаете тяжелую однообразную работу по освоению речевыми навыками в увлекательную интересную игру. Татьяна Генриховна Сардина

    ОтветитьУдалить