Игры для развития фонематического анализа


Название игры, цель, оборудование


Содержание
«Мистер Бокли»
 Цель: Формировать навык определения последнего согласного звука в слове.
 Оборудование: карта с изображением « мистера Бокли» и окошком для вставления предметных картинок, в названии которых последний звук- согласный.


  К нам на занятие приехал из другой страны мистер Бокли. Он плохо разговаривает по-русски: не произносит последний звук в слове и просит помочь ему. Я буду произносить слово, как его говорит мистер Бокли, без последнего звука, а вы будете произносить тот звук, который наш гость не произнес. Сам он будет показывать вам картинку, но вы все слово целиком не называйте: мы с мистером Бокли слушать будем не все слово целиком, а лишь последний звук, который произнесете вы вместо нашего иностранца.
«Волшебные бусы»
Цель: развивать фонематическое восприятие- навык выделять первый и последний звук в слове.

На бусинке каждой, как раз в серединке,
Наклеены разные чудо - картинки.
Чтоб правильно бусы смогли мы собрать,
Нам нужно подумать, картинку назвать
Красиво и четко желательно вслух,
Чтоб самый последний все слышали звук.
Нам выделить нужно его и узнать,
И новое слово с него начинать.
Тот звук, что последний у бусины слева,
У бусины справа он будет – начало.
(дети называют картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до сих пор, пока все бусинки не будут «нанизаны».)
«Найди картинку»
Цель: учить выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой. Находить картинку на заданный звук.

Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку
Какой первый звук?»
Цель: учить выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
«Светофор»
Цель: учить определять место звука в слове.

Логопед называет слова. Ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зелёную правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
«Брось мяч»
Цель: учить выделять первый и последний звуки в слове, последовательность их в слове.
1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?
Логопед бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;
Речевой материал: лужи- ужи, косы- осы, крот- рот, бочки- очки, клещи- лещи, сурок- урок.
2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?
Речевой материал: рост-рос, стол - сто, марка- Марк, бегут - бегу, кружит - кружи, волы - вол, стога - стог, бобр- боб, взяла - взял
Соберем цепочку»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и.т.д.
Например, мост-телефон-носки-игла-аист-топор-рак
«Где спрятался звук?»
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: картонный домик с тремя окнами- карманами
Дети берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно, в середине - во второе, в конце - в третье

Название игры, цель, оборудование


Содержание
«Мы на саночках катались, наши санки потерялись»
Цель: учить определять количество звуков в слове.
Оборудование: картонные санки с кармашками, укрепленные на доске магнитами. На санках написаны цифры «3», «4», «5». Предметные картинки беспорядочно укреплены на доске магнитами.

Логопед говорит детям, что каждая картинка находится в своих саночках. Сколько в названии предмета, нарисованного на картинке, звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки выпали из них и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки. Дети берут картинку, произносят ее название, определяют количество звуков в слове и кладут картинку в нужный кармашек.
Речевой материал: кот, рак, оса, лук, муха, лиса, шарф, крот, белка, замок, кукла, жираф, книга, груша.
«Расставь фишки»
Цель: учить определять количество звуков в слове, их последовательность
Оборудование: каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки картинка; набор цветных фишек.
Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужную фишку (синюю, красную или зеленую). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

«Загадки Курочки Рябы»
Цель: формировать навык определения первого звука в слове; учить из выделенных первых звуков составлять новое слово.
Оборудование: карта с изображением деда, бабы, курочки Рябы.  Прямоугольники, на которых наклеены предметные картинки, по первым звукам которых можно составить слово, и картинка с изображением этого слова.
Логопед вставляет карту с картинками. Дети называют картинки, появившиеся в прорези, выделяя первый звук, и соотносят звуки с буквами, выкладывая слово. Когда дети  прочитают слово, приподнимается изображение курочки Рябы, где нарисована картинка- ответ. Когда будет расшифровано последнее из запланированных к занятию слов, подводится итог.
«Ваза и цветы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.
Оборудование: пособие с изображением нескольких ваз с «узорами» в виде звуковых схем, цветы в «сердцевине»  которых наклеена картинка. Лепестки «цветов» сделаны из цветной бумаги, у каждого цветка – стебелек, чтобы можно было поставить в «вазу». «Вазы» вырезаны из цветной бумаги и наклеены на картон таким образом, чтобы в каждую можно было вставить цветы.

Дети выходят по одному, берут цветок, называют картинку, называют первый звук, второй и далее, сопровождая показом изображения звуков на схеме. После того как будут расставлены цветы, дети еще раз называют картинки.


«Ромашка»
Цель: учить определять количество звуков в названии предметов на картинке
На доске - контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».
«Добавь картинку»
Цель: учить определять количество звуков в названии предметов на картинке

а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке.
б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем  названии предыдущей картинки.

1 комментарий:

  1. Спасибо, коллега! Мне, как начинающему логопеду очень пригодится ваша подборка. Ирина М.

    ОтветитьУдалить