Развитие мелкой моторики

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Развитие мелкой моторики у учеников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки к овладению письмом.

С этой целью с детьми проводятся:
  • Упражнения общего характера;
  • Пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями.

Упражнения общего характера
  1. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
  2. обведение контуров предметных изображений, раскрашивание контурных изображений цветными карандашами.
  3. вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
  4. Выкладывание узоров, букв, геометрических фигур из пуговиц, крупы, спичек, палочек. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
  5. Игры в лото, мозаику, пазлы. 
  6. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  7. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
  8. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  9. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ладонь-ребро.
  10. Поочередная смена положений рук: левая рука-кулак, правая - ладонь; затем наоборот: правая рука- кулак, левая - ладонь.

Пальчиковые игры без речевого сопровождения

"Пальцы здороваются"
  • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. 
"Оса"
  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; 
  • то же левой рукой; 
  • то же двумя руками;
"Человечек"
  • указательный и средний пальцы "бегают" по столу; 
  • те же движения производить пальцами левой руки; 
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки"); 
"Коза"
  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; 
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; 
"Очки"
  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; 
"Зайчик"
  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; 
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки; 
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Деревья"
  • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы; 
"Птички летят"
  • пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз; 
"Сгибание-разгибание пальцев"
  • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; 
  • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; 
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; 
  • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; 
  • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; 
  • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; 
"Бочонок с водой"
  • согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; 
"Миска"
  • пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; 
"Крыша"
  • соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; 
"Магазин"
  • руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей; 
"Цветок"
  • руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы; 
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями.

"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

«Пальчики» 
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.(затем меняют руки.)
Этот пальчик хочет спать.( загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. ( загибают безымянный палец.)
Этот пальчик чуть вздремнул.( загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. ( загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит. ( загибают большой палец.)
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!( распрямляют пальцы рук.)

« Пальчики в лесу»
Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Раз,два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. ( загибают мизинец.)
Этот пальчик чистить стал.( загибают безымянный палец.)
Этот резал. ( загибают средний палец.)
Этот ел.( загибают указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел.(загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий