У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Развитие мелкой моторики у учеников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки к овладению письмом.
С этой целью с детьми проводятся:
- Упражнения общего характера;
- Пальчиковые игры без речевого сопровождения;
- Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями.
Упражнения общего характера
- Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
- обведение контуров предметных изображений, раскрашивание контурных изображений цветными карандашами.
- вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
- Выкладывание узоров, букв, геометрических фигур из пуговиц, крупы, спичек, палочек. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
- Игры в лото, мозаику, пазлы.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ладонь-ребро.
- Поочередная смена положений рук: левая рука-кулак, правая - ладонь; затем наоборот: правая рука- кулак, левая - ладонь.
Пальчиковые игры без речевого сопровождения
"Пальцы здороваются"
- Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
- то же левой рукой;
- то же двумя руками;
"Человечек"
- указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
- те же движения производить пальцами левой руки;
- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
- согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
- соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
- руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
- руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.(затем меняют руки.)
Этот пальчик хочет спать.( загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. ( загибают безымянный палец.)
Этот пальчик чуть вздремнул.( загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. ( загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит. ( загибают большой палец.)
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!( распрямляют пальцы рук.)
« Пальчики в лесу»
Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.
Раз,два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. ( загибают мизинец.)
Этот пальчик чистить стал.( загибают безымянный палец.)
Этот резал. ( загибают средний палец.)
Этот ел.( загибают указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел.(загибают большой палец и щекочут ладошку.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий