Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ТНР

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характеризуется системным недоразвитием всех компонентов речевой деятельности. 

Нарушения формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В процессе усвоения чтения и письма это проявляется множеством специфических ошибок.

В настоящее время в специальной литературе представлено много различных методов и приемов по развитию и обогащению словаря. Практикующие логопеды делятся своими наработками в сети Интернет. Предлагаю свой опыт работы по коррекции лексико-грамматического строя у учащихся с ТНР.

 На протяжении всех лет обучения в начальной школе основными направлениями по развитию лексики являются: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

Детям предлагаются задания (предложенные Лалаевой Р.И):
  • на развитие ассоциаций, 
  • на классификацию предметов, 
  • на нахождение лишних слов (среди существительных, глаголов), предметов, 
  • на нахождение сходства, отличия среди предметов, 
  • на подбор слов по аналогии,
  • при изучении лексической темы предлагалось подобрать слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Что делает? Какой?;
  • отгадай предмет по названию его частей. (Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы -грузовик).
  • игра "Закончи предложение" или "Подбери сравнение" (Земля покрыта снегом, как…)
  • на составление детьми загадок-описаний по определенному плану (используем схемы Ткаченко);
  • подбор синонимов, антонимов к данным словам, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетаний, предложений;
  • на замену фразеологизмов синонимами;
  • объясни смысл выражения. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле? (Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа?) и др. 
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в коррекционную работу включаются задания на словообразование и словоизменение.

В процессе этой работы используем игровые приемы на образование однокоренных слов, использование предложно-падежных конструкций, формирование умений словообразования.

Работа по формированию умения подбирать однокоренные слова включает в себя следующие задания:
  • угадай слово по описанию;
  • образуй однокоренные слова, используя вопросы к разным частям речи: Кто? Что? Какой? Каков? Как? Что делает? Что сделал? Что делающий?;
  • поставь ударение в образованных родственных словах;
  • назови лишнее слово из ряда однокоренных слов;
  • разгадай кроссворд, содержащий всё гнездо однокоренных слов;
  • вспомни и назови все образованные родственные слова. 

Результатами работы над однокоренными словами является умение узнавать однокоренные слова, понимать, чем похожи и чем различаются слова и их корни, умение подбирать родственные слова, усвоение принципа единообразия в написании корня слова
Работа по использованию предложно-падежных конструкций начинается в первом классе на речевом материале автоматизируемых звуков с использованием настольно-печатных игр: "Логопедическое лото", "Логопедическое домино", "Логопедическме бусы", "Парные картинки", "День-ночь", "Чего не стало", "Словоизменяйка"- (изменяем слова по падежам русского языка), "Матрешкины покупки", "Заботливая Аня", "Почтальон" и.т.д.

Коррекционная работа по развитию словообразования осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей представления о морфологических элементах слова. 

В процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала.

Навыки словообразования закрепляются игровыми приёмами, которые широко представлены в специальной литературе. 

При коррекции лексико-грамматических нарушений речи также используем компьютерную программы "Учимся говорить правильно", "Игры для Тигры" и логопедический тренажер "Дельфа-142.1".

Компьютерные программы позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика. 

У учащихся развивается способность принимать решения, учатся доводить начатое дело до конца. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов, что соответствует требованиям ФГОС.

В результате системного выполнения предложенной системы уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения и последовательно излагать свои мысли. 

Литература
  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, "Издательство АРГО", 1996.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова В. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С-Пб.: Союз, 1999
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., "Владос", 1998
  4. Мазаева Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., "Гном", 2010
  5. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М., "Сфера", 2009

1 комментарий:

  1. Подобная система занятий пригодится не только школьникам с ТНР, а всем школьникам младших классов. Марина П.

    ОтветитьУдалить