Задать вопрос

Уважаемые дети, родители и педагоги, на этой странице вы сможете задать все интересующие вас вопросы. Прошу указывать ваши данные для адресного ответа.

Вопрос: Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Ответ: Однозначного ответа здесь дать нельзя, если у ребенка сильные проблемы с речью по одним книгам речь не исправить. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: – нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу; – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике; – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; – ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки. 


Вопрос: Как помочь ребенку, если он забывает, неправильно пишет буквы?

Ответ: Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: – взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее; – лепка буквы из пластилина; – вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым; – «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе; – сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.; – обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами; – выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.; – письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.


Вопрос: Мой ребенок пошел в первый класс, как правильно его учить читать?

Ответ: Основа обучения чтению – звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук М в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково –М, Б, а не эМ или Бэ. Говоря так, мы произносим два звука –Э и М. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: М, А – и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех - четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). 


Вопрос: Мой ребенок при письме пропускает буквы, подскажите что делать?

Ответ: Причиной пропуска букв может быть несформированность языкового анализа. Прежде всего,  вам необходимо получить консультацию у вашего логопеда. Он вам подскажет, какие упражнения вы можете выполнять с ребенком дома. Также на страничке моего блога  в рубрике методическая копилка вы найдете игры для развития фонематического анализа.


Вопрос: Уважаемая Светлана Петровна! Мой сын учится во втором классе. Он неплохо читает, но не понимает смысл прочитанного. Подскажите, пожалуйста, что делать? Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, спасибо за вопрос. Трудно сказать с уверенностью, но скорее всего, у вашего сына семантическая дислексия. Она обусловлена несформированностью слогового синтеза слов, синтеза слов в предложение. Вам необходима комплексная помощь логопеда и невролога. Дома для развития звуко-слогового синтеза предлагаю вам следующие игровые упражнения:

  1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними (с, о, м – сом; м, у, х, а – муха и.т.д.)
  2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются. (ку – ры, ма – ши – на).
  3. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются слова с пропущенными слогами (ка….та, кар….ка).
  4. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка)
  5. Произнести слитно предложение, прочитанное по слогам ( Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке).
Для работы над пониманием прочитанного рекомендуются следующие упражнения:

  1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
  2. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.
  3. Прочитать предложение и ответить на вопрос.
  4. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
  5. Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке.
  6. Найти в тексте ответ на данный вопрос.


Вопрос: Моему ребенку 5 лет. Не умеет правильно произносить звук Р. Что делать?

Ответ: Для постановки звука [р], важно чтобы была сильная воздушная струя. В этом поможет надувание воздушных шариков, мыльных пузырей, различные игрушки на поддувание. Артикуляционную гимнастику для постановки звука [р], вы можете найти на моей страничке, в рубрике «Родителям», но всю эту работу вы должны проводить под руководством специалиста, поэтому вам необходимо срочно обратиться к логопеду.


Вопрос: Светлана Петровна, скажите,  пожалуйста,  нужны ли логопедические домашние задания?

Ответ: Для того, чтобы успешно ввести звуки в речь нужны многочисленные упражнения и тренировки, поэтому логопеду просто необходима ваша помощь в коррекционном процессе. Чем тщательнее вы будете выполнять домашние задания, и придерживаться советов и рекомендаций логопеда, тем быстрее ваш ребенок научится говорить правильно и красиво.

Комментариев нет:

Отправить комментарий