Использование игровой деятельности при формировании письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Для овладения  письмом и чтением ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, так как  русское письмо является звуковым,   и обучение осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. У учащихся с ТНР  эта форма языкового анализа и синтеза нарушена.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонематического анализа. Если у детей с нормальным развитием неправильное произношение звуков далеко не всегда ведет к неполноценности слухового восприятия и неправильному выбору букв, то у детей с ТНР  нарушенное произношение - это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему.

 Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы. 

В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий, проявляющаяся особенно отчетливо в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании навыка письма. 

Все это затрудняет усвоение школьных предметов, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. 

Особенности развития  учащихся с ТНР вызывают необходимость применения специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по  формированию письменной речи   путем привлечения компенсаторных возможностей детского организма. 

Одной из таких  возможностей детского организма является игра, так как она продолжает оставаться ведущей деятельностью младших школьников с ТНР. Она способствует возрастанию  у детей  интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности, формированию учебной мотивации; общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой   информации и новых способов действия, преодолению  нарушений письма и чтения. 

Основными  задачами  работы по формированию  письменной речи  является:
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие  умения  выполнять звуковой и слоговой  анализ и  синтез слов;
  • Развитие  умения  дифференцировать звуки сходные по акустико-артикуляционным признакам;
  • Развитие  умения  производить анализ и синтез предложений.

Работа по развитию мелкой моторики включает пальчиковую гимнастику, массаж, штриховку, лепку и другие виды деятельности. 

Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:
  • напиши буквы, в которых содержится данный элемент;
  • найди данный элемент в написанных словах;
  • найди спрятанное слово;
  • вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх;
При формировании  звукопроизношения,  четкой артикуляции и голоса важным этапом является работа  со скороговорками, ритмическим текстом, стихами. Данный вид деятельности  требует точного воспроизведения сказанного и помогает почувствовать ритм и темп речи.

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение производить звуковой и слоговой анализ слова.

В процессе формирования сложных форм звукового анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на  вспомогательные средства, проговаривание слова к формированию фонематического анализа во внутреннем плане, без опоры. 

В процессе работы используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные и игровые упражнения. 

Для формирования умения  выделять  звук на фоне слова детям предлагаем игры:
  • Поднять руку, если в слове есть заданный звук;
  • Выделить из предложения слово, включающее данный звук;
  • Отобрать предметные  картинки, в названиях которых имеется заданный звук;
  • По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;
  • Добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово;
  • Дополнить предложения словами, в которых содержится заданный звук.

Для  выделения  первого или последнего звука из слова и определения его места в нем  предлагаются следующие игры.

«Волшебные бусы»
Оборудование: картонные «бусинки», шнурок.
Ход игры: На каждой бусинке наклеены картинки. Дети называют картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до сих пор, пока все бусинки не будут «нанизаны».

«Где спрятался звук?»
Оборудование: картонный домик с тремя окнами- карманами
Ход игры: Дети берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно, в середине - во второе, в конце - в третье.

 «Соберем цепочку»
Логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова.

 «Брось мяч»
 Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?
Логопед бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему.

«Светофор»
Логопед называет слова. Ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зелёную правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
Для  определения последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам предлагаем  игры:

«Расставь фишки»
Оборудование: каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки картинка; набор цветных фишек.
Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужную фишку (синюю, красную или зеленую). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

 «Ромашка».
На доске - контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков, и вставить их в прорези «ромашки».

В процессе формирования слогового анализа и синтеза наряду с устными упражнениями деления слов на слоги предлагаются задания с разрезной азбукой,  письменные упражнения – дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога.

При развитии  умения  производить анализ и синтез предложений используются упражнения:
  1. Составить предложения по картинке.
  2. Сосчитать сколько слов в предложении.
  3. Указать, на каком месте стоит каждое слово в предложении.
  4. Докончить данное предложение по данному образцу.
  5. Придумать самостоятельно  предложение в два, три, четыре слова.
  6. Составить  предложение из слов, данных в беспорядке.
  7. Составить текст из предложений, данных в беспорядке.

В современно развивающемся мире большую помощь в подборе игр  для организации урока оказывают созданные компьютерные игры.

Это новый вид развивающего обучения. И они таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Не зря говорят, когда учиться легко, учиться хочется!

Компьютерных программ развивающего и обучающего значения много и перед тем как предложить ребенку игру, необходимо ознакомиться с ее целями и содержанием, учитывая  возможности детей.  Большой арсенал онлайн игр по коррекции устной и письменной  речи представлен на сайтах Интернета. Ценность этих игр в том, что они в наглядной форме представляют материал разной степени сложности, что  позволяет значительно повысить  познавательную активность обучающихся. 

Использование игровой деятельности и компьютерных игр  в работе логопеда значительно повышает  качество коррекционной работы, так как   есть возможность многократного повторения речевого материала с разными игровыми сюжетами. Эмоциональный речевой материал и игровые приемы, отвечая потребности младших школьников в игровой деятельности,  создают благоприятные условия для формирования необходимых предпосылок для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Список используемой литературы
  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997
  3. Лалаева Р.И  Логопедическая работа в коррекционных классах, Кн. для логопеда. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 
  4. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.,1961.
  5. Основы теории и практики логопедии, под ред. Р.Е. Левиной– М., 1968.
  6. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
  7. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.,1983.
  8. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с              недостатками речи.-  М., АПН РСФСР, 1957.

1 комментарий:

  1. Спасибо, Светлана Петровна! Теперь я знаю, во что поиграть с внуком, чтобы развивать его речь. Очень интересная подборка игр, в которые может играть с ребенком каждый взрослый. Татьяна Геннадьевна.

    ОтветитьУдалить